Ошибка грамматическая или речевая?
Необходимость различать грамматические и речевые ошибки в
творческих работах учащихся диктуется существующими нормами.. Однако на
практике нередко возникают затруднения в их дифференциации.
Грамматическая ошибка
– это нарушение структуры языковой единицы: неправильное словообразование
(такого слова нет в языке); неверное образование форм слов; ошибки в построении
словосочетаний и предложений.
Грамматическая ошибка, в зависимости от ее характера, может
быть допущена в слове, в словосочетании или в предложении. Для ее обнаружения
не требуется контекст.
Речевые ошибки – это ошибки, связанные с нарушением
требований правильной речи. Причиной их является бедность словаря учащихся,
невыразительность речи, неразличение паронимов, несоблюдение лексической
сочетаемости слов, речевые штампы и др.
Чтобы удобнее было пользоваться классификацией указанных
ошибок, представим их в сокращенном виде на таблице:
Грамматические ошибки
|
Речевые ошибки
|
1) ошибочное словообразование: удовольство жить;
бодровство; посигновение на жизнь;
|
1) употребление слова в несвойственном ему значении: В
аллергической форме Горький рассказывает нам о Буревестнике.
|
2) ошибки в образовании форм слов: нет местов; более
строже; пятиста рублей; подождя; ихний;
|
2) нарушение лексической сочетаемости: дешевые цены; он
постоянно пополняет свой кругозор;
|
3) нарушение видовременной соотнесенности глаголов: сидела
за столом и не разговаривает со мной;
|
3) тавтология: Все были настроены на деловой настрой.
Рост преступности вырос на пять процентов.
|
4) ошибки в согласовании и управлении: из прочитанного
мной части романа;
|
4) плеоназм: коллеги по работе; пернатые птицы;
|
5) нарушение согласования подлежащего и сказуемого: Человечество
борются за мир. Молодежь в автобусе толкаются и шумят.
|
5) неоправданные повторы слова в рядом стоящих
предложениях: Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята
пошли в лес по полевой дороге.
|
6) ошибки в употреблении причастных и деепричастных
оборотов: Катаясь на санках, у меня заболела голова. Читая книги, жизнь
становилась разнообразнее.
|
6) Неудачное употребление личных и указательных
местоимений, создающее двусмысленность: На голове у девушки шляпка. Она
выглядит кокетливо.
|
7) ошибки в построении сложных предложений: Перед тем
чтобы ехать, мы отправились на реку.
|
7) употребление слова иной стилевой окраски: Чтобы
травить Ленского, Онегин ухаживает за Ольгой.
|
8) смешение прямой и косвенной речи: Губернатор сказал
нефтяникам, что мы ценим ваш вклад в экономику области.
|
8) смешение лексики разных исторических эпох: Герасим
вернулся в деревню и стал работать в колхозе.
|
|