Персональный сайт Брыксиной Веры Владимировны

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Анализ лирического произведения

ПАМЯТКА ПО АНАЛИЗУ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА (вне всевозможных контекстов)

(Олимпиадные курсы ЦПМ)

  1. Внимательно прочитайте стихотворение. Лучше вслух!
  2. Все ли слова вам знакомы? Узнайте значение незнакомых слов. Если под руками нет словаря, пробуйте догадаться по контексту.
  3. О чём стихотворение? Сформулируйте его тему. Тема формулируется кратко: словосочетанием или простым предложением, возможно, словами текста. Если текст без названия, попробуйте его придумать. Если текст имеет название, подумайте, как оно сочетается с темой.
  4. Как в стихотворении показан лирический субъект? Что он чувствует, о чём думает? Не путайте лирического субъекта или лирического героя («я») в тексте с автором вне текста. Возможно, лирический герой скрыт в эпитетах или метафорах.
  5. На какие части можно разделить стихотворение? Проанализируйте его композицию. Попробуйте переставить местами строки или строфы или убрать одну из них – что изменится?
  6. Возможно, вам удастся определить жанр стихотворения (элегия, ода, послание…). Докажите это. Как правило, лирическое стихотворение содержит в себе черты и следы разных жанров.
  7. Обратите внимание на образный ряд стихотворения. Какие тропы (олицетворение, эпитет, сравнение, метафора, метонимия, оксюморон) использованы автором? С какой целью? Какие слова можно отметить в стихотворении как ключевые? Художественный образ может быть аллегорией (иносказанием), а может стать и символом.
  8. Присмотритесь к языку стихотворения. Отметьте все странности на всех уровнях языка:
    • a. Фонетика. Можно ли говорить о различных видах звукописи? Ассонанс – повтор гласных, аллитерация – повтор согласных. Есть ли необычные (устаревшие, диалектные, неправильные)ударения?
    • b. Морфемика. Есть ли необычное употребление отдельных морфем?
    • c. Морфология. Есть ли необычные (устаревшие, диалектные, неправильные) формы слов?
    • d. Лексика. Использует ли автор лексические повторы? Встречаются ли синонимы? Омонимы? Антонимы, задающие антитезу? Какие понятия в стихотворении противопоставлены, какие сопоставлены? Слова могут быть синонимами и антонимами только в данном контексте, тогда они называются контекстуальными. Их выявление поможет вам сформулировать основные оппозиции (противопоставления) текста. Есть ли в стихотворении неологизмы(окказионализмы)? Есть ли архаизмы? Есть ли заимствования? Встречаются ли просторечия?
    • e. Синтаксис. Какие предложения чаще использует автор – простые или сложные? Распространённые или нет? Есть ли однородные члены? Встречаются ли синтаксические рассогласования? Одинаковые синтаксические конструкции (параллелизм)? Не нарушается ли обычный (прямой) порядок слов (инверсия)? Не выделены ли второстепенные члены в отдельные предложения (парцелляция)?

Каждому языковому явлению ищите функциональное объяснение!

  1. Анализ языковых средств приводит вас к выводам о стиле текста. Каждое наблюдение над языком требует комментария: как языковые явления влияют на стиль. Конечно, стиль стихотворения заведомо художественный, но нельзя забывать о том, что художественный стиль способен использовать элементы разных стилей. Мы можем говорить о «высоком», торжественном, книжном стиле и «низком», бытовом, разговорном. Как правило, в стиле отражается восприятие лирическим героем мира вокруг него.
  2. Отдельный предмет анализа – стих. Каким размером написано стихотворение и что это может значить? Даже если вы не можете определить размер точно, вы можете передать своё впечатление от «длинных» или «коротких» строк, последовательности мужских или женских рифм. Как устроен ритм внутри конкретного стихотворного размера (есть ли пропуски ударений, сверхсхемные ударения)? Как разделение на строфы соответствует композиции? Как синтаксис взаимодействует со стихом? Есть ли переносы (enjambement’ы)? Как способ рифмовки отражается на восприятии текста? В зависимости от типа рифмовки и вида строфы стихотворение по-разному воспринимается. Возможно, перед вами твёрдая форма, например, сонет. Насколько она выдержана, соблюдены ли соответствующие формальные ограничения?
  3. Разобрав основные образы стихотворения, проанализировав его языковое и стилистическое своеобразие, вы сможете обратиться к идее (основной мысли) стихотворения. Идея формулируется вашими словами, отдельным предложением, как правило, сложным.

АНАЛИЗ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА в контексте

  1. Известна ли вам дата создания стихотворения? Соотнесите её с тем или иным периодом в творчестве автора.
  2. Входит ли стихотворение в какой-либо цикл или сборник? Если да, какое место оно там занимает? Поэты по-разному выстраивают композицию своих «избранных стихотворений»: по хронологии, по жанровому или тематическому принципу.
  3. Если вам известны те или иные обстоятельства создания данного стихотворения, изложите их и свяжите с содержанием. Посвящено ли стихотворение кому-нибудь? Если же знание обстоятельств написания не добавляет ничего к пониманию текста, достаточно только упоминания об этом.
  4. Встречаются ли образные переклички (аллюзии, реминисценции) с творчеством кого-либо из предшественников или прямые цитаты? О чём это говорит?
  5. В русле какого литературного направления или течения написан данный текст? Этот вывод должен последовательно вытекать из ваших наблюдений (а не наоборот!).

Весьма широкий контекст – поэтическая традиция в целом. Взаимоотношения автора с традицией прекрасно описаны глаголом «отталкиваться» в двух его прямо противоположных значениях. Автор может отталкиваться, от традиции, соглашаясь с ней, продолжая её, а может отталкиваться от неё, споря с ней. В любом случае – это развитие и традиции, и поэтического языка.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: vera239 (15.12.2016)
Просмотров: 350 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость